Братья Туровы


На фото: Перфилий Перфильевич — один из потомков Туровых.

Из «Книги истории» Абана, написанной Цветковой А. Т., Шумиловой Л. И., Никитенко Е. И., Фомичевым М. В. и другими нашими местными краеведами, известно, что братья Туровы пришли с Дона.

Вот как об этом пишет Цветкова Анна Терентьевна:

Живут на казачьем Дону разные люди: атаманы и казачьи старшины, домовитые казаки и голь-перекатная. Нет у той голытьбы ни кола, ни двора, ни казачьей справы. Такими, видно, не дюже богатыми, были и казаки Туровы. Почему они так назывались? Кто знает… Может, были удачливыми охотниками на туров, а может быть, были сильны, как туры, а возможно, древним предком своего рода считали тура. Да и сейчас среди донских казаков есть люди с фамилиями Туровы и Туроверовы (подтверждено справками музея Донского казачества).

Четверо братьев, казаков Туровых, покинули родную землю. Почему? Может, погнала бедность искать лучшей доли на свободных землях, проснулась в них страсть предков к хлеборобству. А может, были они людьми бунтарского духа и не поладили с казачьей старшиной. Кто знает, не жил ли в них дух исследователей, который тянул их в землю неведомую, к людям незнаемым?..Но уж точно должны были знать казаки о Сенатском указе 1760 года, а затем 1762 года о заселении Сибири до ст. Ту-лун. В первую очередь царское правительство стремилось заселить территорию Сибири вдоль Сибирской гужевой магистрали.

Не сохранились в людской памяти имена братьев, да не ведаем мы и пути, по которому казаки шли в Сибирь. Какова была эта дорога, какие приключения и трудности пришлось пережить на ней? Возможно, что казаки шли сначала к Москве и оттуда уже в Сибирь по Московскому тракту, а может быть, по реке Яик до Тобола, а там от острога к острогу все дальше на восток. Так добрались до острога Кан-ского, в 38 верстах от него на север стоял Устьянский острог. Отошли еще на север, средь широкой тайги в 17 верстах от Устьянска у малой речушки Абан на веретьице и решили селиться. Возможно, еще раньше родственники Туровых поселились в Устьянском остроге, так как основателями этого острога также считаются казаки Туровы, Кузнецовы и Суровы.

Итак, братья Туровы пришли на речку Абан. Они без труда могли бы переправиться через нее и продолжать путь дальше, да что-то остановило их. Может быть, очень приглянулась просторная еланка (полянка в тайге), будто специально созданная природой для поселения. Воды много, земли много, и такой хорошей, что даже на первый случай и корчевать не надобно. А кругом лес, полный ягод, грибов, зверья… С временем тоже надо было считаться: сибирское лето короткое, зима суровая и длинная, надо было обосноваться на новом месте. Кто знает, а может быть, боялись углубляться дальше в лес, ведь он был заселен местными кочевыми племенами.
Опорной точкой новых пришельцев мог быть Устьянский острог От него они могли сделать более далекий переход в глубь тайги, будь она свободна, а так как рядом жили другие народы, далеко уходить от острога малой силой было рискованно. Северными соседями казаков были тунгусские племена».

Исследования Анны Терентьевны и других наших местных краеведов во многом были основаны на воспоминаниях старожилов, а значит, не могут претендовать на полную достоверность. Любой исторический факт требует документального подтверждения. И такой документ, упоминающий о первых жителях Абана, оказывается, есть.

В Государственном архиве Красноярского края хранится переписная книга трудового населения Тасеевского присуда Енисейского уезда за 1782 год. Красноярский краевед Г. Ф. Быконя в своей книге «Памятники истории и культуры края» в статье «О первых жителях Абана» как раз и приводит этот документ. Итак, обратимся к нему:

Из хранящейся в Государственном архиве Красноярского края переписной книги податного, то есть трудового, населения Тасеевского присуда Енисейского уезда за 1782 год узнаем, что «Абанская деревня» уже существовала во время третьей переписи и ревизии в 1762-1763 годы. В ней тогда насчитывалось 55 жителей, в том числе 28 душ мужского пола. Поскольку во второй переписи эта деревня не названа, то следует считать, что Абан как населенный пункт возник между 1745-1762 годами. Более точную дату из-за плохой сохранности источников дать пока не представляется возможным.

Судя по переписи, основателями Абана были крестьяне Туровы. Самому старшему из них, Афанасию Ефстифеевичу, по третьей ревизии было 52 года. Женат он был на дочери енисейского казака Андрея Голых 46-летней Василисе. С ними жил общим двором взрослый сын Кирилл с женой Еленой, дочерью тасеевского разночинца Малышева, и трехлетним сыном Стефаном.

Следующим переписчики указали девятнадцатилетнего Ивана Афанасьевича Турова. Скорее всего, это был выделившийся младший сын Афанасия, который только что в 1763 году женился на дочери тасеевского же крестьянина Семена Ос-тафьева Матрене, его одногодке. С ним же жила его сестра Катерина, 33-летняя девица-перестарок. В семье родного брата Афанасия, Якова, по третьей переписи было 4 сына (Дмитрий — 17 лет, Иван — 10 лет, Яков — 5 лет, Ефим — полгода) и семилетняя дочь Татьяна. Жену Яков взял в Тасеев-ском остроге, дочь разночинца, то есть бывшего казака Максима Гаврилова, Офимью, которая была на 6 лет старше мужа.

Другой клан Туровых состоял из трех семей четырех братьев. Старший, 32-летний Еким Оксенович, был женат на дочери крестьянина Троицкой Усольской вотчины Василия Кошкарова Орине, 31 года, которая родила ему к 1762 году двух сыновей (Тимофея — 12 лет, Филиппа — 5 лет) и дочь Марью 10 лет. 30-летний Федос Оксенович был старше своей жены Феклы на 14 лет. Ее взяли из семьи маклаковского крестьянина Максима Дементьева. Третий брат, Данила Оксенович, 24 лет, женился на одногодке, тоже Фекле, дочери тасеевского крестьянина Дукова. Младший из братьев, Епифан, во время третьей переписи был четырнадцатилетним подростком.

Самое большое семейное гнездо составляли четыре женатых брата Туровых, из которых старший и младшие даже имели одно имя Иван. Чтобы различать их, переписчики особо указывали против их фамилий «Большой» и «Меньшой». Старший, 35-летний Иван Григорьевич с женой Овдотьей, дочерью канского крестьянина Тимофея Волкова, имел 16-летнюю дочь Екатерину и 14-летнего сына Осипа. 27-летний Григорий Григорьевич был на 7 лет моложе своей жены Дарьи, взятой из семьи тасеевского крестьянина Григория Машукова.

За 19 лет к четвертой переписи в составе первых жителей Абана произошли значительные изменения. Благодаря высокому естественному приросту их стало 94 человека в 11 дворах, в том числе 42 души мужского пола. Переселилась в деревню только одна семья крестьянина Усть-Тунгусского присуда Козулина в составе 6 человек, а все остальные были Туровы Жителей в деревне могло быть еще больше, если бы не вмешательство властей. Три семьи, всего 10 человек, как отметили переписчики, были в 1770 г. «отданы в Ведомство Красноярской воеводской канцелярии в Канский острог для содержания почтовой подводной гоньбы». Это был сын Афанасия Турова Кирилл с женой и 24-летним сыном, а также Данила и Епифан Оксеновичи и Туровы с семьями, кроме того, сына Екима Оксеновича Тимофея взяли 22-летним в 1774 году в солдатскую службу.

Самым многочисленным оказался двор Якова Ефтифеевича, всего 17 человек. Хотя первенец Дмитрий умер 30-летним, а дочь вышла замуж за крестьянина в Спасскую Усольскую вотчину, семья, кроме четырех невесток, пополнилась еще сыном Иваном, двумя внуками и четырьмя внучками. Жен для сыновей Яков взял в семьях крестьян того же Троицкого Усолья — Назимова и Комарова, а также двух мещан — тасеевца Антона Чупрова и енисейца Григория Горбунова. Другие Туровы тоже роднились в основном с тасеевцами и троицкими крестьянами (по 8 случаев из 20). Вместе с тем, брачные связи территориально несколько расширились. Невест стали брать и посылать своих в Богучан-ский присуд. Как и прежде, крестьяне в браках нередко видели возможность заполучить в дом полноценную работницу.

Вот почему в 20 семейных парах половина жен была старше своих мужей. Сословное происхождение жен особой роли не играло. Поскольку первые абанские невесты обязательно покидали свою деревню, то из этого можно заключить, что местные Туровы были между собой в родстве. Судя по тому, что самые обширные родственные связи у абанцев имелись с жителями Тасеевского острога и присудов Троицкого и Спасского Усольев, Туровы были выходцами из этих мест.

Таким образом, возникновение Абана как населенного пункта связано с естественным процессом внутреннего расселения русских старожилов Нижнего Приангарья, живших во второй половине 17-го века по рекам Тасеевской и Усолке.

И сегодня на абанской земле живут потомки Туровых. В 1973 году Цветковы Анна Терентьевна и Антонина Терентьевна задумали подготовить праздник фамилии Туровых. Приступили к сбору материалов, а довести работу до конца не смогли — слишком объемным оказался материал. Только в Абане насчитывалось 63 человека Туровых.