Уже совсем скоро начнётся новый 2017 – 2018 учебный год. Сегодня на августовской конференции собралась большая команда педагогов района, чтобы традиционно подвести итоги прошедшего учебного года и наметить планы на будущий.
Актуальные вопросы, касающиеся системы образования в районе, накануне мы задали Виктору Фёдоровичу Арискину – руководителю управления образования администрации Абанского района.
– Виктор Федорович, расскажите коротко о том, как была организована летняя оздоровительная кампания?
– В этом году в связи с неприятными стихийными событиями в стационарном палаточном лагере «Берёзка» (в результате пожара сгорел пищеблок), вся летняя оздоровительная кампания была размещена на базе образовательных учреждений. Все запланированные летние программы были реализованы, количественный охват детей составил более 500 человек.
Также 495 ребятишек в течение 21 дня посещали лагеря с дневным пребыванием, где было организовано питание и образовательно-досуговая деятельность. Такие школьные «площадки» работали, как и в предыдущие годы, на базе 13 учреждений. Дети из малокомплектных школ, таких как Апаноключинская, Вознесенская подвозились в базовые школы Новоуспенскую и Хандальскую.
Традиционно дети района имели возможность отдохнуть в загородных оздоровительных лагерях по путёвкам как по линии министерства образования, так и в рамках межотраслевого взаимодействия. В этом году 21 ребенок отдохнул в лагере «Огонёк» Минусинского района, 56 путёвок реализовано в лагерь «Жарки» по линии социальной защиты, 26 путёвок в санатории по линии медицины, 58 путевок по линии министерства культуры, 9 путёвок по линии опеки и попечительства. Кроме этого в рамках реализации проекта «Одарённые дети» по линии министерства образования и науки Красноярского края 9 ребят отдохнули в лагере «Сатера» в г. Алушта на берегу Чёрного моря.
Хочу добавить, что на сегодняшний день в нашем стационарном лагере «Берёзка» полномасштабно идёт строительство нового пищеблока, этот вопрос взят под личный контроль и содействие главы района А.А. Анпилогова и главы администрации Г.В. Иванченко. Я надеюсь, что оздоровительная кампания следующего года пойдёт в штатном режиме с улучшенными бытовыми условиями. Спасибо всем, кто содействует этим свершениям.
– Пока дети отдыхали и набирались сил, в школах и детских садах кипела работа. Как вы оцениваете готовность образовательных учреждений к началу нового учебного года?
– Приёмка образовательных учреждений к началу учебного года закончилась 18 августа. Её главный итог: все 30 учреждений (а это 16 школ, 13 детских садов и 2 учреждения дополнительного образования) готовы принять учащихся 1 сентября. В этот день за парты сядут 2608 учащихся, из них – 273 первоклассника – показатель, равный прошлому году.
Что касается финансовой стороны подготовки, скажу, что последние три года дефицит местного бюджета ощутим. Если раньше у нас выделялось в пределах 15 – 20 млн рублей на проведение капитальных ремонтов в летний период, то в этом году эта цифра гораздо меньше. Несмотря на это, мы находим средства на проведение капремонтов. Суммарно из всех источников освоено чуть более 6 миллионов рублей.
Очень тесно работаем с министерством образования. Второй год участвуем в программе «Устранение замечаний Роспотребнадзора и Пожнадзора». В этом году по ней получили 2 млн 475 тыс. руб., которые были направлены на устранение предписаний надзорных органов. Выделенных средств хватило на то, чтобы отремонтировать пожарную сигнализацию в Березовской школе, планируем обновить систему электроосвещения в Никольской школе, установили водоочистные сооружения в Абанских школах № 1 и № 3. Пробы воды отправлены в Роспотребнадзор, но уже невооруженным глазом видно, что вода стала абсолютно прозрачной и чистой.
В этом году в результате сильного града пострадала Хандальская школа. Полностью была повреждено шиферное покрытие крыши, разбита половина окон учреждения. Благодаря А.А. Анпилогову из краевого бюджета были очень оперативно дополнительно выделены средства на проведение ремонта этой школы. Финансирование позволило поменять кровлю на металлопрофиль и установить окна ПВХ в те кабинеты, которые пострадали от стихии.
На сегодняшний день также подписан контракт на проведение ремонта крыши Абанской детско-юношеской спортивной школы за счёт средств министерства финансов.
Если говорить о текущих ремонтах в образовательных учреждениях, то, пользуясь случаем, хотел бы поблагодарить администрации школ и детских садов за их терпеливость, настойчивость, большую работу в создании максимально комфортных условий. На августовской конференции будут названы учреждения-победители, которые получили наивысшую оценку муниципальной комиссии по приёмке. Хочу поблагодарить родителей учащихся за понимание и помощь в подготовке учреждений: кто-то из них помогал физически осуществлять ремонт, кто-то приобретал отделочные и строительные материалы. Отдельное спасибо главам сельсоветов Павлу Игоревичу Маланкину, Любови Владимировне Ховрич – это люди небезразличные к образованию, к подготовке учреждений на своей территории.
– Что ждет в будущем малокомплектные школы? Будут ли они закрываться?
– Вопрос о закрытии учреждений мы не ставим вообще, но в будущем малокомплектные школы Красноярского края ждёт реорганизация, которая позволит сохранить порядок финансирования школ с маленькой численностью учащихся. Если раньше финансирование было подушевым на каждого ребенка, то сегодня согласуется законопроект, предусматривающий финансирование на класс-комплект. В сельской местности это класс численностью 20 человек. В такой рыночно-финансовой ситуации малочисленным школам будет очень сложно конкурировать с крупными школами. И на сегодня уже юридически изучается вопрос на уровне края (он был озвучен в краевом Законодательном собрании) об изменении статуса малокомплектных школ. Они должны стать структурными подразделениями (филиалами) крупных школ, чтобы их финансирование осталось на прежнем уровне.
При этом решение об изменении статуса малокомплектной образовательной организации будет приниматься в соответствии с учётом территориальных, социальных и иных особенностей населенного пункта, на территории которого располагается школа.
Процедура реорганизации не должна вызывать напряжение населения. Ещё раз повторюсь, что малокомплектные школы закрываться не будут, они лишь могут поменять юридический статус.
– Старшее звено школы (10 – 11 классы) также сохранится во всех средних школах?
– В продолжение предыдущей темы: создание базовых школ направлено не только на решение финансового вопроса, это делается и для того, чтобы дать всем без исключения детям, независимо от места их проживания, качественное образование. Надо понимать, что не каждую малокомплектную или отдалённую школу получается обеспечить высококвалифицированными кадрами. И образовательный процесс с одним ребенком в классе (а именно такая тенденция наблюдается в старшем звене малокомплектных школ) не будет полноценным. Ученик должен получать знания в паре с кем-то, в группе, тогда уровень освоения учебного предмета гораздо шире и глубже. Как показывает практика, результат обучения такого ученика по окончанию средней школы нисколько не лучше, а иногда и ниже, чем результаты школы, где 15, 20, 23 ученика в классе.
10 – 11 классы никто закрывать не будет, но на уровне края имеются хорошие примеры профилизации – когда классы старшего звена укрупняют для того чтобы выпускники получали дополнительные знания по предметам, необходимым для дальнейшего получения выбранной профессии. В этом направлении мы начали большую работу ещё в прошлом году. Например, школы северного куста – Хандальская и Покатеевская – возили детей старшего звена на профильные предметы в Долгомостовскую школу 2 раза в неделю. Из Никольской школы 1 ребенок в классе подвозился в Абанскую школу № 3, вливаясь в старшее звено и углубленно изучая выбранные предметы, необходимые для поступления. Эту работу мы планируем нынче продолжить в базовых Березовской и Устьянской школах.
– Проблема с кадрами стоит остро?
– Кадровый вопрос остается одним из актуальных в образовании, особенно на селе. Ежегодно в район приезжает до 10 молодых педагогов, а на августовском педсовете мы чествуем до 20 учителей, уходящих на пенсию по возрасту. Благодаря тому, что часть этих педагогов остаётся работать, мы закрываем кадровый дефицит образовательных учреждений.
У нас имеется дефицит кадров по таким предметам как иностранный язык, русский, математика. Эти предметы очень важные. И их должны вести специалисты с высшим образованием, компетентные по данному предмету.
– Как удается привлечь молодых специалистов?
– В основном в район возвращаются выпускники наших школ. Как говорится, где родился, там и пригодился. Возвращаются по разным причинам: кто-то из патриотических побуждений, а кто-то потому, что в городе устроиться очень проблематично.
На протяжении пяти лет участвуем в краевом проекте по поддержке молодых педагогов. Педагоги, прошедшие конкурсный отбор по предметам, в которых нуждается район, получают вознаграждение в размере 350 тысяч рублей с условием, что они отработают 3 года в Абанском районе. В прошлом году у нас по такой программе прошли 2 специалиста – в Новоуспенской и Самойловской школе. За время действия программы поддержку получили 8 молодых педагогов. Думаю, что 50% доплаты к заработной плате, которая положена молодым специалистам, и 350 тысяч рублей вознаграждения – хорошее подспорье для старта.
Стараемся решать и вопросы с жильём. В прошлом году мы получили возможность использовать в местной гостинице 4 номера, обустроенные по типу 1-комнатных квартир. Это такой резервный жилищный фонд. Их распределили специалистам системы образования – молодым педагогам, которые не успели обзавестись семьёй. Также одну 2-комнатную квартиру на улице Мира выделили учителю иностранного языка.
– Прослеживаете ли вы дальнейшую судьбу выпускников школ?
– Каждый сентябрь, с началом нового учебного года, проводится мониторинг распределения выпускников.
9-классники привозят справки о том, что они поступили и дальше продолжают учиться, по учащимся 11-х классов мониторнг ведётся в диалоговой форме – мы видим, куда пошли дальше наши дети. Надо сказать, что практически все дети устраиваются.
За распределение 9-классников муниципалитет несет персональную ответственность. На сегодняшний день согласно Закону об образовании мы обязаны выполнять данную миссию. Если ребёнок не пошёл на дальнейшее обучение после 9 класса, мы должны оказать содействие в его трудоустройстве.
Имеется проблема с выпускниками основных образовательных школ, которые обучались по адаптированным программам. Как правило, это дети, которые не уезжают учиться за пределы Абанского района, а брать на работу их никто не желает. Одна из наших отдушин – центр профессионального обучения, мы определяем этих детей по программам «Кухонный работник», «Столяр строительный», где они получают квалификацию и дальше могут трудоустроиться.
– Планируется ли строительство новых объектов?
– В июне я участвовал в совещании рабочей группы министерства образования по апробации проекта образовательных центров на 50 учащихся. Мы прошли процедуру согласования с министерством образования, и Абанский район включён в краевую программу по необходимости строительства такого образовательного центра на 50 человек в п. Чигашет. Образовательный центр – это больше, чем школа. Он должен стать центром не только образовательной, но и культурно-досуговой, спортивной жизни на селе. Строительство таких «комплексных» центров – одно из приоритетных направлений государственной политики.
На сегодня в Чигашете функционирует основная общеобразовательная щкола, где учатся 34 ребенка. В этом году сделан хороший ремонт внутри учреждения – школа очень эстетична, красива. Но здание, конечно, старое, поэтому на сегодня как перспективу мы ставим задачу строительства образовательного центра.
Хочу поделиться ещё одной хорошей новостью: накануне 1 сентября мы получаем дополнительно 1 транспортную единицу – автомобиль марки «Газель», который планируем закрепить за Долгомостовской школой для подвоза детей из д. Пушкино. В этой деревне на подвозе осталось 4 ребенка, которых возит большой автобус ПАЗ в Залипьевскую и Абанскую школу № 3. В Долгий Мост на «Газели» им будет добираться гораздо ближе и удобнее. Для нас это также вопрос эффективности расходования финансовых и транспортных средств.
– Каждый год приносит новые задачи. На каких из них вы бы хотели остановиться особо?
– На сегодняшний день для нас определена одна из главных задач – результаты образования. Всероссийская система оценки качества образования вышла на новый уровень. Помимо государственной итоговой аттестации в школах введены всероссийские проверочные работы, независимые исследования качества образования, на которые педагог повлиять не может.
Мы ежегодно работаем над повышением качества образования, но в этом учебном году ставим первостепенной задачей: достичь планки краевых образовательных результатов. Другими словами – выполнить государственный заказ.
– Спасибо! С новым учебным годом вас и всех ваших коллег, учеников, родителей.
Беседовала Татьяна Чернышова.